Что должен ребенок уметь в 3 месяца

Существуют средние возрастные нормы того, что должен ребенок уметь в 3 месяца, какими должны быть его вес и рост. Знать эти нормы родителям нужно, чтобы не только оценить развитие ребенка, но и помочь формированию необходимых умений и навыков, развитию зрения и слуха, правильно организовать уход за 3-месячным ребенком, подобрав развивающие упражнения, игры и игрушки для грудничка.

Физическое развитие

Вес и рост ребенка в 3 месяца зависят от исходных данных, с которыми родился малыш, наследственных факторов, питания. Чтобы оценить антропометрические параметры трехмесячного ребенка, можно воспользоваться показателями роста и веса ребенка в 3 месяца из таблицы, составленной ВОЗ.

Оценка

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

Показатель

Рост

(см)

Вес

(кг)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Мальчики

55,3

4,4

57,3

5,0

59,4

5,7

61,4

6,4

63,5

7,2

65,5

8,0

67,6

9,0

Девочки

53,5

4,0

55,6

4,5

57,7

5,2

59,8

5,8

61.9

6,6

64,0

7,5

66,1

8,5

Данная таблица является лишь ориентиром, помогающим оценить физическое развитие ребенка, однако очень низкие или высокие показатели должны насторожить родителей и стать поводом для консультации с педиатром. Если же младенец к трем месяцам весит чуть меньше нормы, при этом бодр и весел, то нет причин для беспокойства. К тому же значение имеют не только абсолютные показатели роста и веса, но и их соотношение и динамика. К 3 месяцам грудничок обычно набирает 2-2,5 кг по сравнению с весом при рождении и вырастает примерно на 9 см. На третьем месяце мальчик обычно набирает 700-900 г, девочка 600-870 г. Вырастают дети за третий месяц на 2,5-3 см.

Физическое развитие ребенка характеризуется также двигательными умениями. Вот что умеет ребенок в 3 месяца:

  • хорошо удерживать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья или находясь в вертикальном положении на руках у взрослого,
  • отталкиваться ногами от твердой поверхности, выпрямляя их в коленях,
  • активно двигать ножками и ручками, плескаться в ванне,
  • переворачиваться со спины на бок,
  • тянуться рукой к игрушкам,
  • брать рукой игрушку, которую дает взрослый.

В этом возрасте ребенок активно учится переворачиваться со спины на живот и с живота на спину.

Психическое развитие

В отличие от новорожденных, детки в три месяца уже активно интересуются всем, что их окружает. Они подолгу рассматривают игрушки, предметы в комнате, тянут к ним руки, сопровождают взглядом движущиеся объекты. Ребенок уже не только прислушивается к звучанию погремушки, пению, музыке, поворачивается на звук, но и по-разному реагирует на них. Понаблюдайте, как ребенок реагирует, когда вы ему поете, включаете разнообразные мелодии, и по его реакции вы поймете, какие произведения ему нравятся, а какие нет.

В хорошем настроении младенец начинает гулить произносить отдельные звуки, похожие на «гх», «кх», а потом и протяжные мелодичные цепочки гласных: «а-а-у-у-о-о», «у-у-ы-ы» и т.п. При виде взрослого малыш заметно оживляется: гулит, улыбается, двигает ножками и ручками. Ребенок как бы говорит взрослому: «Вижу тебя! Рад тебе! Хочу общаться!» Эти первые проявления социальной активности ребенка, его желания общаться, называют комплексом оживления. Таким образом, психическое развитие 3-месячного ребенка характеризуется совершенствованием зрения и слуха, появлением способности к зрительному и слуховому сосредоточению, заметными изменениями в эмоциональной, речевой сфере.

Уход за трехмесячным ребенком

Уход за ребенком в три месяца включает те же моменты, что и для новорожденных: питание, обеспечение условий для здорового сна, прогулки, купание и другие гигиенические процедуры, массаж и гимнастика.

Питается 3-месячный ребенок грудным молоком. Оно полностью все потребности крохи в еде и питье. При кормлении по требованию малыш обычно ест от 6 до 10 раз в дневное время и 1-2 раза ночью. За одно кормление он съедает примерно 100-150 г молока.

Сколько должен спать ребенок? Сон 3-месячного младенца в норме составляет 15-17 часов в сутки, из них 10-11 часов приходится на ночной сон. Днем он может спать 3-4 раза по 1,5-2 часа. Если перед сном малыш вел себя слишком активно, ему, возможно, будет трудно быстро заснуть. Нормальный сон очень важен для здоровья ребенка, поэтому следует обеспечить подходящие условия для засыпания: свежий воздух, отсутствие яркого света и громких звуков.

Во время бодрствования кроха ведет себя активно и этот период необходимо использовать для общения, игр, гимнастики. Одежда не должна стеснять его движений, соответствовать температуре в комнате, чтобы ребенку не было жарко или холодно. Нельзя оставлять малыша там, откуда он может упасть. Можно ненадолго положить ребенка в детское креслице, шезлонг и т.п., которые предусматривают положение полулежа. Ставить их надо на пол, обязательно использование ремней безопасности. Игрушки должны быть подвешены так, чтобы малыш не смог в них запутаться или что-то оторвать. Также надо подумать о безопасности того, к чему может дотянуться кроха, «путешествуя» по комнате на руках у взрослого.

Сколько времени малыш должен проводить на воздухе? Гулять с ребенком надо ежедневно 2-3 раза по 1,5-2 часа. Если на улице слишком жарко или холодно, время прогулки следует сократить до 30-40 минут. Летом стоит избегать прогулок на солнце с 11 до 16 часов. Не стоит гулять с ребенком в сильный ветер или туман.

Ежедневное купание не только важная гигиеническая процедура, но и дополнительная физическая нагрузка и удовольствие для малыша. Дайте ему поплескаться, подрыгать ручками и ножками, но ни на секунду не оставляйте его без внимания! Необходимо следить за состоянием кожи крохи, вовремя менять подгузники, подстригать ногти.

Массаж и гимнастика укрепляют мышцы грудничка, помогают развивать двигательные навыки. Легкий массаж рекомендуют проводить перед купанием. Он включает поглаживание рук, ног, спинки. Животик следует массировать круговыми движениями по часовой стрелке.

Во время гимнастики делают сгибание, разгибание рук и ног, «Велосипед». Все движения должны быть ненавязчивыми, как бы помогающими движениям малыша. Как и раньше, надо выкладывать младенца на живот. Можно поставить перед ним привлекательную игрушку таким образом, чтобы побудить ребенка подняться повыше, опираясь на руки, чтобы лучше рассмотреть ее. Это упражнение очень полезно для укрепления мышц шеи, спины, рук. Продолжаем на протяжении четвертого месяца развитие упора ног: ребенка нужно взять под мышки так, чтобы ножки касались стола или пола, но не ставить его, как только ребенок оттолкнется от опоры, поднять его.

Переворот со спины на бок это то, что умеет делать ребенок в 3 месяца, а с помощью упражнений нужно помочь ему научиться переворачиваться со спины на живот и обратно. Эти упражнения заключаются либо в стимулировании малыша к перевороту с помощью яркой игрушки, за которой он тянется и сам переворачивается, либо можно легонько потянуть за ручку, поддержать, направить ножки и ручки в нужном направлении, помогая ему перевернуться. Все движения должны быть легкими и плавными. Обычную гимнастику можно дополнить занятиями на фитболе.

Массаж и гимнастику не следует делать, если ребенок болен, устал, находится в плохом настроении.

Развитие речи

Заканчивая обсуждение вопроса о том, как ухаживать за 3-месячным малышом, отметим, что все действия мамы должны сопровождаться общением, ласковыми разговорами с малышом. Это может быть проговаривание его ласковых имен, комментарии по поводу того, что сейчас происходит с крохой (например: «Погладим Сашеньке ножки», «Наденем шапочку и пойдем гулять» и т.п.), потешки или песенки. На прогулке, если кроха не спит, можно рассказывать о том, что окружает малыша, как выглядит тот или иной предмет. И пусть он пока не все сможет увидеть и понять, но, беседуя с ним, мама уже сейчас закладывает те основы, из которых в дальнейшем разовьются его речевые навыки.

Игрушки и игры

Как развивать ребенка в 3 месяца с помощью игр и игрушек? Прежде всего надо правильно их подобрать. У 3-месячного ребенка должны быть погремушки с ручкой, кольца разного размера, но не меньше 5 см в диаметре, фигурки животных из резины или пластмассы, мягкие шарики, кубики, коврики с поверхностью различной фактуры, гладкие пластмассовые кубики, брусочки. Очень полезным и для малыша, и для мамы окажется развивающий коврик. Актуальны звучащие игрушки. Игрушки должны быть крупными, чтобы ребенок не смог полностью засунуть их в рот, без мелких, легко отделяющихся частей и острых краев.

В этот период важно помочь формированию зрительно-двигательной координации, а именно согласованного движения руки и глаза, умения схватывать предметы, различающиеся по величине и форме. К третьему месяцу оптимально будет использование погремушек с ручкой и колец, как наиболее удобных для захвата. Взрослый протягивает игрушку, кроха видит ее перед собой, тянется к ней, раскрывает ладошку, пытаясь взять. Можно немного помочь малышу, приблизив игрушку к ладошке. Постепенно можно усложнять задачу, выбирая менее удобные для захвата предметы. Если в этом возрасте ребенок чаще всего случайно задевает висящие над кроваткой игрушки, и не всегда понимает, как надо действовать, то на четвертом месяце он уже целенаправленно пытается дотянуться и схватить игрушку.

Когда ребенок станет активно направлять руку к предмету и легко схватывать любую игрушку, можно перейти к следующему этапу формирование умения приспосабливать руку к величине схватываемой игрушки. Разложите на расстоянии вытянутой руки перед лежащим на животе грудничком 2-3 ярких кольца разного размера. Пусть он рассматривает их, берет по очереди. Обычно к началу 5 месяца ребенок успешно хватает предметы разного размера. Ближе к этому возрасту можно начинать приспосабливать руку к разной форме предметов. Для этого в предыдущую игру добавляем кубик.

Для развития мелкой моторики, тактильных ощущений полезно давать ребенку мягкие кубики, шарики, коврики и «книжечки» с разной фактурой поверхности (гладкой, шершавой, ворсистой и т.п.). Часто такие элементы есть в развивающих ковриках. Также можно использовать игрушки с несколькими наполнителями (например, мягкий кубик, наполненный крупными шариками, и другой, с шариками поменьше, мешочки с гречкой и горохом и т.п.). Необходимо следить, чтобы наполнитель не высыпался из игрушки и ребенок не смог его достать.

Во время игры надо разговаривать с ребенком, хвалить за достижения. Чтобы ребенок не утомился, виды деятельности постоянно меняют. 3-5 минут на одну игру вполне достаточно. Если поведение ребенка изменилось, он потерял интерес, или заплакал, игру стоит прекратить.

Играя и общаясь с малышом, можно научить его всему, что должен уметь ребенок в этом возрасте. Каждый игровой и обучающий элемент важен, ведь развитие ребенка должно быть разносторонним.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт, посвященный болезням: все о симптомах, профилактике и способах лечения